"Прикосновение к Поднебесной" М. Д. Ковалев (Путевые заметки)

Наш неглупый сосед – Китай

Это полный вариант путевых заметок, опубликованных в газете "Курьер".

Со снижающегося самолёта Китай напоминает юг Европы. Невысокие горы, аккуратные лоскуты полей, лесов почти нет, электроветряки (кстати, видел рекламу мод на фоне этой ветроэнергетики), дымящие трубы электростанций и предприятий. Разноцветные крыши, современные автотрассы, жёлтая лента Хуанхэ (в переводе жёлтой реки), сплошные города и посёлки. Современные громадные аэропорты.

Первые впечатления по дороге из аэропорта города Сиань, куда мы прилетели, – страна на взлёте. Многолюдно, бодрое настроение. Всюду стройка, едут бетономешалки, ломают ветхое, высокие дома-башни, окружённые строительными кранами, растут как грибы. Я прочитал о проекте рекордного по высоте небоскрёба (более 800 метров), который китайцы хотят возвести за 90 дней из подготовленных на земле частей. Однако, воздух загазован. Смог в городе чувствовался во всё время пребывания. Что поделаешь с этой оборотной стороной промышленности? Китай ныне первый в мире по выпуску более сотни наименований её продукции. Особенно добавляют загрязнений электростанции, работающие на угле. Китайцы наращивают атомную энергетику. Тем более, что радиоактивных выбросов от угольных электростанций не меньше, чем от нормально работающих атомных... Но что это на окнах? Железные решётки как короста лезущие вверх по этажам даже в новых кварталах. Так и не понял – то ли по привычке их ставят, то ли домушники не дремлют?..

Сиань – город с населением миллионов 8, сливающийся с окрестными городками и поселениями, расположен в глубине страны, в 1000 километрах к юго-западу от Пекина. Это одна из 4-ёх древних столиц Китая, начало шёлкового пути. Две тыщи лет назад, когда по нему пошли караваны с товарами в Европу, Сиань имел около миллиона жителей и был самым большим городом планеты. Место старого города обнесено крепостной каменной стеной длиной 14 километров. Чёрной стене 600 лет, и она считается самой сохранной стеной такого возраста. Однако, в громадном прямоугольнике за стеной – новая застройка и почти не осталось старинных зданий, если не считать нескольких пагод и башен.

Ещё на пересадке в пекинском аэропорту мы, российские участники конгресса по нанонауке и нанотехнологиям, перезнакомились и сбились в компанию. Поселившись в гостинице, сразу же решили прогуляться по вечернему Сианю. Удивило обилие мопедов на электрической тяге, движущихся плавно и бесшумно. Для них по краям проезжей части оживлённой улицы огорожены специальные дорожки. Ездят не быстро и без шлемов. Частенько увидишь на мопеде молодую семью: за рулём муж, жена сзади, а между ними, а то и на руках женщины – чадо. Тут же и велосипедисты. Движение беспорядочное, едут на красный свет, на мопедах – вместе с пешеходами пересекают улицу. Того и гляди – бесшумный мопед сзади наедет на пятки. Если бы в толпе или за рулём оказались пьяные, – было бы светопреставление. Но пьяных китайцев я не заметил. Правда, сосед в самолёте, возвращавшийся из Шанхая, рассказал как выносили местных, упившихся на банкете. Кстати, по цифрам потребления спирта на душу населения мы одни из первых. Китай же отстаёт от США и Японии, с показателем раза в 3 меньшим наших 15 литров в год, а самая непьющая из больших стран – Пакистан, где выпадает всего лишь 60 грамм на душу за год!

Знающие люди рассказывают, как ещё лет десять назад на китайских улицах было больше велосипедов чем автомобилей. Ныне наоборот.

Категория библиотеки: