Трунин К.П. "Рассказы моряка"

Дар рассказчика

С удовольствием, в один присест прочитал самодельную книжку «реальных рассказов» Константина Павловича Трунина, названную им «Пока при памяти». Такое, с лукавинкой, название предполагало в авторе человека бывалого, добродушного, не по наслышке знающего жизнь, где трагическое часто соседствует с комическим, а реальные события подчас выглядят фантастичнее вымысла. При чтении предположение полностью оправдалось, при личном знакомстве с автором доброе впечатление от прочитанного усилилось.

К. П. Трунин родился в Астрахани, получил морскую специальность в Мурманске, за долгую трудовую жизнь побывал во всех частях света и теперь живет на родине жены во Льгове, где в счастливый для всех нас час и взял в руки перо.

Дело не только в морской экзотике, веселой романтике студенческой жизни, неутолимой жажде читателя услышать все из первых уст.

Радует, КАК это написано.

Автор с благодарностью вспоминает учителей, которые поощрили его любовь к литературе, развили художественный вкус, научили кропотливо работать со словом. Низкий поклон им и от нас, а автору – настоятельное пожелание продолжать работу, не зарывать свой дар рассказчика в землю, то бишь – не топить в морской пучине.

Обидно будет. Уверен, читатели со мной согласятся.

А. Селезнёв

«Славянский шкаф»

Я вспоминаю своего приятеля, сокурсника, коллегу и нашу с ним последнюю встречу. Он, шутя, поступил в Мурманскую высшую мореходку и учился в ней легко после окончания Горьковского речного училища. Там он был учеником профессора Тринклера, человека легендарного. Тринклер, после окончания Петербургского политеха занимался модным тогда двигателем внутреннего сгорания и впервые применил на нем «угол опережения впрыска топлива», после чего полудекоративная модель превратилась в двигатель, несущий огромные нагрузки, он до сих пор является основным рабочим двигателем в мире. Рудольф Дизель специально приезжал в Россию и после доклада в актовом зале политеха публично обнял и расцеловал молодого россиянина, давшего его детищу замечательное будущее.

Так я о приятеле. Среднего роста, очень крепкий, большая умница, он имел прозвище «Паша – славянский шкаф». Когда я впервые смотрел фильм «Белое солнце пустыни», видел в таможеннике Верещагине своего приятеля.

В одну из межрейсовых стоянок моего транспортного рефрижератора Паша окликнул меня на улице Шмидта, мы зашли на часок в кафе «Театральное», и он поведал мне о своем последнем рейсе на БМРТ Мир» (БМРТ – большой морозильный рыболовный траулер, добывающе-перерабатывающий, водоизмещение 3500 т., экипаж 100 человек) в Бафиновом море. Это море между Гренландией и Северной Америкой, вытянутое от Атлантики на север до Ледовитого океана.

Промысел был удачным, но работа во льдах сложная и опасная. Должен напомнить, что на современном флоте живучесть судна, его жизнеобеспеченность зависят на 85 % от работы машинной команды и старшего механика. Случилось так, что БМРТ «Мир», проходя очередную полынью, был «схвачен» выступом дрейфующей льдины. Усилие это было огромным, выступ продавил борт, вода стала поступать в рефрижераторное отделение, которое было быстро затоплено.

Рефотделение входило в отсек машинного отделения (МО), т. е. перегородка была слабая и могла сломаться в любой момент. Если же затопит МО, то судно погибнет.

После оценки ситуации капитан спросил: «Паша, что будем делать?» Паша ответил: «Надо всем покинуть судно. Я остаюсь один. Что смогу сделаю, если успею». Все сто человек команды с чем могли сошли на лед.

«Взял у капитана бутылку водки, выпил ее из горлышка и спустился вниз в насосное отделение,

Категория библиотеки: