Вспомним (к 130-летию В.И.Гранди) Л.Еремеева

Вспомним

(к 130-летию художника)

 

Василий Иванович Гранди (Гадицкий) родился 30 января 1890 года во Льгове. В 1905 году поехал в Петербург, где был сразу принят в Петербургскую школу художеств. Его педагогом стал Николай Рерих. До конца своей жизни рассказывал Василий Иванович друзьям о времени учёбы и Рерихе. Говорил, что это были прекрасные годы, возвышенные и мечтательные, наполненные свободой творчества… Закончил он обучение в 1915 году. Специальностью художника стали на всю жизнь исторические темы, жанровая живопись и пейзаж, выполненные в классической реалистической манере.

С 1922 года он живёт в Москве. Рисует плакаты, выполняет заказы, и л люстрирует произведени я Н. Гоголя, А. Пушкина. Всё большую популярность приобретают его пейзажи. Художник становится участником многих столичных выставок.

Появляются заказы от музеев. Он пишет большие полотна: «Крестьянское восстание в 1839 году» для Государственного Исторического и «Бой у Никитских ворот» для музея Истории Москвы. После войны его работы «Письмо с фронта», «Вывоз раненых», «Фронтовая дорога» также занимают места в экспозициях музеев. С группой ведущих баталистов Гранди привлекают к обновлению «Бородинской панорамы».

 Но самую большую известность он приобретает как один из художников, выполнивших восстановление панорамы академика Рубо «Героическая оборона Севастополя в 1853-1856 годах». Среди всех видов изобразительного искусства панорамная живопись занимает особое место. И нужна была творческая смелость, чтобы решиться на дело, равного которому не знала мировая история реставрации. Для осуществления задуманного, привлекались художники с огромным опытом и высоким мастерством. Восстановление панорамы стало делом, в котором участвовал большой коллектив, но одно из ведущих мест занимал В. И. Гранди. Севастополь – город российской славы. Участник его обороны Л. Н. Толстой говорил: «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, героем которой был народ русский». Участниками защиты Севастополя были, кстати, и льговчане – Захар Пономарев, Денис Прокопов, Павел Кильянов, Аким Асеев, Василий Марфичев… Всего – около 80 человек.

На панораме изображен один из ключевых моментов войны – отражение ожесточенного штурма Мамаева кургана после девятимесячной осады англо-французскими войсками, потерявшими при штурме около 7 000 человек. С первой же группой из нескольких художников В. И. Гранди провел работу по подготовке здания, навеске полотна, грунтовке холста. Им был создан полный и точный рисунок всей панорамы, с которого уже создавалось полотно. Специально для Гранди на Мамаевом кургане была сооружена беседка со стеклянными стенами, куда каждое утро перед рассветом приходил художник. Здесь он писал этюды исторических мест сражения.

Художники вспоминали, что когда они увидели громадный холст в 1650 квадратных метров, им стало страшно. Но работа захватила. Гранди уже был известен своими полотнами на военно-медицинские темы, ему и доверили среди прочих написание отсутствовавших в прежней панораме эпизодов – «Хирург Н. И. Пирогов на перевязочном пункте», «Первая медицинская сестра матросская дочь Даша».

 Закончив панораму, Гранди уже самостоятельно приступил к написанию дополнения – диорамы «Подземноминная война в Севастополе». Он провел большую подготовительную работу, изучил документальные и исторические материалы о событиях, происходивших более столетия назад. А история их такова: не достигнув успеха в штурме Севастополя, противник решил подорвать укрепления, проложив под землёй туннели и заполнив их взрывчаткой. Русская разведка это вовремя выявила, и оборонявшиеся стали прокладывать встречные проходы, превентивными подрывами разрушая вражеские. Так была обеспечена неприступность подземных подступов к Севастополю. А опыт вошел в мировую военную историю.

Категория библиотеки: