Пряжевская икона Божией Матери

К статье Пряжевская икона

27 декабря в пятницу в Свято-Никольский собор г. Льгова прибывает Пряжевская икона Божией Матери.

Пряжевская икона Божией Матери — чудотворная икона Божией Матери, наиболее известный чтимый список, которой находится в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре. Икона древнего византийского письма была явлена в конце XVII или в начале XVIII столетия. О древности иконы свидетельствуют надписи в церковных книгах села Пряжева, находящегося недалеко от города Житомира. Поэтому и икона именуется Пряжевской.

Из появившихся позднее списков иконы наибольшую известность приобрёл находящийся в Белогорской Николаевской пустыни. Белогорская Николаевская пустынь, основанная в 1672 году иеромонахами разорённого татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии, была закрыта в 1788 году в силу политических обстоятельств. Преображенский собор пустыни был обращён в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. По преданию, после этого в бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления: несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери.

«Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении», — писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашёл за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться чудеса.

Исцеление благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева стало причиной восстановления монастыря. Купцу во сне было повелено отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями вошли в число первых монахов. По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы всё возрастали. В посвящение спасению царя Александра II при покушении в Париже с 1867 года, в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в г. Мирополье. Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй Крестный ход в город Суджу.

От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и сёла уезда. В Судже существовала монастырская Александро-Невская часовня, где Пряжевская икона Божьей Матери пребывала, когда её переносили туда крестным ходом.

Изначально икона находилась в Белогорской Николаевской пустыни. После закрытия большевиками монастыря, икона Божией Матери, уцелевшими от бандитских нападений и расстрелов монахами была унесена в город Суджу. А в 1996 году при инвентаризации в Свято-Троицком храме г. Суджи на иконе, числящейся в описи как «Смоленская», было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обращении к архивным данным, подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, является иконой Божией Матери «Пряжевская». Сейчас икона находится в возрожденном Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре, как называется в настоящее время Белогорская пустынь.

Икона будет пребывать в Свято-Никольском соборе до воскресенья 29 декабря. В воскресенье в 12:00 пройдет крестный ход с чудотворным образом по улицам города Льгова.

Голосов еще нет