Воплотил мечту в профессии и хобби. Ольга ДРОЗДОВА (Льговские новости)

Воплотил мечту в профессии и хобби

Валерий Васильевич Редченко родился в г. Уварово Тамбовской области, детство и отрочество провел во Льгове, высшее образование получил в Ленинграде, большую часть жизни прожил в Архангельске. Там ушел на заслуженный отдых, а потом переехал в наш город.
Герой публикации появился на свет в 1943 году. Его мать, Зинаида Александровна, находилась в эвакуации, отец, Василий Васильевич, воевал. Сына он попросил назвать в честь знаменитого летчика В. Чкалова. В 1944-м Валерий с мамой вернулся во Льгов. Потом с фронта пришел глава семьи. Сняли квартиру на улице Кирова. Редченко-старший сделал неплохую карьеру: занимал должность заместителя председателя райисполкома, работал директором «Главзаготсортзерно», которое располагалось на месте нынешних районного Дома культуры и ЦУМа (там хранился элитный семенной фонд, мой собеседник иногда приходил к отцу и видел десятки сосредоточенных женщин, кропотливо сортировавших посевной материал), трудился в райкоме партии, бюро технической инвентаризации. Супруга вела домашнее хозяйство, занималась двумя детьми.

Жили, вспоминает Валерий Васильевич, как и все тогда, очень бедно, даже убого, особенно по сравнению с теми благами и изобилием, которые наблюдаются сейчас, питались и одевались кое-как, каракулевый воротник на пальто считался роскошью. Главным развлечением ребятишек было посещение кинотеатра с единственным залом, обставленным разномастной мебелью, в том числе плетеными из лозы креслами. Но детворе обычно сидячих мест не доставалось. Она устраивалась прямо на полу и радовалась возможности хотя бы так прикоснуться к прекрасному. Фильмы, в основном военные, демонстрировались два раза в неделю. Самый дешевый билет стоил один рубль, что было немало, так что часто ходить в кино не получалось.

Не исключено, что именно тогда, в пору раннего детства, когда маленький человек постепенно начинает осознавать себя как личность, под влиянием волнующих юное воображение кинокартин о морских приключениях Валерий твердо решил связать свою судьбу с флотом. Его единственными игрушками и настоящими сокровищами были фонарик и карманный нож. Последний мальчик не выпускал из рук – мастерил деревянные кораблики. Брал в библиотеке художественную литературу, находил картинку и по ней создавал свою модель. Во время половодья или сильных дождей, когда вода ручьями бежала по центральной городской улице, автор запускал свои поделки и провожал до тех пор, пока они не попадали в Сейм.

Когда Валера учился в пятом классе, как-то стоя в очереди за хлебом, познакомился с директором Дома пионеров С. В. Лагутичем. Семен Викторович пригласил способного мальчишку в кружок. Там маленькому мастеру предоставили набор инструментов, научили разбираться в чертежах и самостоятельно делать их. Мой собеседник до сих пор испытывает к С. В. Лагутичу искреннюю благодарность. Учреждение дополнительного образования подросток посещал до седьмого класса, а потом записался в морской клуб при ДОСААФ, действовавший на спасательной станции. Под руководством М. Е. Абакумова ребята учились ходить под парусом, получили массу полезных знаний о профессии моряка. Начальник станции Н. И. Колесников преподавал воспитанникам объединения водолазное дело, они даже погружались зимой под лед.

Все это не мешало учебе героя публикации. Школу он окончил с серебряной медалью и приступил к реализации мечты – поступил в Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова на отделение судовождения на морских путях. Учился с удовольствием. Особенно увлекательными были практические занятия на кораблях. Молодой человек посетил Ригу, Таллин, Калининград. А со второго курса начал ходить за границу. Первым иностранным портом для него стал Эдинбург. Прекрасный старинный город произвел неизгладимое впечатление. Затем были Италия, Испания, Египет, Алжир, Ливия, Нигерия, Берег Слоновой Кости. Шесть студенческих лет пролетели незаметно.
Следующие пять дипломированный специалист отдал Северному морскому пароходству. Потом предложили преподавать в Архангельском мореходном училище. Ему В. В. Редченко отдал тридцать три года, последние девятнадцать возглавлял учебное заведение. И никогда Валерий Васильевич не бросал своего увлечения – изготовления макетов кораблей, жертвуя даже ночным отдыхом. А после выхода на пенсию подчинил хобби весь распорядок своей жизни. Обычно оно занимает львиную часть дня этого начитанного, приятного в общении человека (за исключением нескольких часов, необходимых для ведения домашнего хозяйства и обязательной прогулки) и значительную часть ночи. При этом встает мой собеседник по давнишней привычке рано – в 6.00.

Его однокомнатная квартира представляет собой нечто среднее между спартанским жилищем, предназначенным для удовлетворения потребности в пище и сне, и мастерской. Там находятся заготовки, инструменты, масса тематической научной литературы и, самое главное, готовые изделия. Они восхитительны! Сколько сил, терпения потребовали эти макеты от своего создателя, сколько усидчивости, кропотливости и изобретательности при воссоздании мельчайших деталей!

Одной из первых серьезных работ В. В. Редченко стал всем известный крейсер первого ранга «Варяг». Информационным подспорьем для автора послужило произведение В. Катаева «Крейсер «Варяг». Легенда российского флота». На изготовление модели потребовалось год и четыре месяца. В качестве исходных материалов были использованы деревянные рейки, досочки, медная проволока, кусочки металла и т. д. (вообще достать качественные во Льгове довольно сложно, отмечает герой публикации, приходится довольствоваться тем, что подворачивается время от времени под руку). Что касается инструментов, то Валерий Васильевич применяет в основном электроточило, напильники, сверла.

Интересуют его только российские и советские суда, как говорится, с историей. Прежде чем взяться за их воссоздание, мастер тщательно изучает научные труды, ищет чертежи, кстати, за некоторыми приходилось даже обращаться в столичные библиотеки, подбирает подходящие материалы. Часто знакомые просили Валерия Васильевича сделать игрушечные кораблики для своих детей. Он всем отказал, потому что не терпит халтуры. Несколько раз льговчанин делал модели на заказ. И хотя хобби могло бы приносить неплохой доход, он отказался продавать свои детища – очень тяжело было с ними расставаться, да и неизвестно, как новый хозяин станет обращаться с макетом, не исключено, что потешится и задвинет в темный, пыльный угол.

В настоящее время на счету В. В. Редченко около десяти масштабных работ. Это, к примеру, галера петровского флота «Двина», чайный клипер «Катти Сарк», фрегат «Паллада», 130-пушечный линейный корабль «12 апостолов», над которым автор трудился в течение двух с половиной лет, грузовой теплоход «Льгов», атомный ледокол «Арктика», линейный корабль «Севастополь» и т. д. Часть из них хранится дома у создателя, несколько моделей он подарил сыновьям и друзьям.

Завершая очередной проект, Валерий Васильевич испытывает двоякие чувства. С одной стороны – неизбежную усталось, а также радость от осознания того, что задумка удалась, с другой – непреодолимое желание как можно быстрее взяться за новую.
Сейчас мой собеседник работает над моделью барка «Седов» и находится в самом начале непростого, требующего максимальной самоотдачи, но такого приятного творческого пути. В более отдаленных планах – создание макета ледокола «Таймыр».

От всей души желаем вам, Валерий Васильевич, вдохновения, сил и успеха!

Ольга ДРОЗДОВА

Голосов еще нет