Наши далекие предки. Славяне.

Горшок найденный О.Н.Андреевым в 1950 г.  (Фото С. Лагутича).

Исторический литературный памятник «Повесть временных лет» был написан в 12 веке. Там есть и история славян согласно Библии. У праведного Ноя был сын Иафет, от которого и пошел славянский род. Это племя долго скиталось по земле, пока не осело на Дунае, в тех местах, где теперь Болгария и Венгрия. Территория нынешней Западной Европы уже была занята другими племенами. Поэтому славяне стали мигрировать на восток. Медленно, десятилетиями кочевали они. Часть оставалась на новых землях, другие продолжали свой путь.

А что же известно о том периоде ученым?

Предком славянских племен считается многочисленный народ венеты. Откуда он взялся, у ученых нет ясности до сих пор. Занимали они территорию от Балтийского до Черного морей. В состав венетов входили племена антов и склавинов. Их образ жизни очень схож. О них писал древний историк Прокопий Кесарийский: «Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим».

Но еще до них, в наших местах жили разрозненные племена потомков более ранних заселенцев. Древний киевский летописец, ссылаясь на еще более старые источники, очень отрицательно отзывался о коренном населении: «Живут в лесах как звери, едят все нечистое и срамословят при отцах и снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору, имели же и по две, и по три жены». Монах-летописец, сидя в своей келье, уже познавший христианскую мораль, с большой неприязнью относится к многоженству, кровной мести и другим порокам. Но где ему понять, как трудно было выжить в том жестоком и суровом мире.

Ученые пришли к выводу, что во 2-м веке нашей эры с берегов Днепра на территорию современной Курской области пришли предки славян, потомки венедов. Но с 3-го века, в этих же местах появились переселенцы с другой, более развитой культурой. Они стали строить свои поселки на высоких местах, имели более совершенное оружие, их дома были большими по площади, стены делались из плетней обмазанных глиной, с соломенными крышами и каменными очагами. Они уже знали гончарный круг и посуду делали гораздо более высокого качества. На месте этих поселков находят осколки стекла привезенного с берегов Черного моря. Находились даже остатки древних календарей. Это были типичные земледельцы, пользовавшиеся плугами.

Археологов удивило то, что у них были разные похоронные обряды. Это свидетельствует о смешении племен с различными верованиями. А вот одежда у тех людей почти полностью совпадает с одеждой принятой у древне-германских племен.

Современные ученые считают, что это было могущественное племя древних германцев – готы. Они пришли в страну, которую называли Ойум и покорили предков славян. Но в конце 4 века сами были разбиты в боях с кочевниками-гуннами, а затем следы германцев вообще теряются.

Следует признать, что события, происходившие с 5 по 7 века нашей эры на территории Курской области, ученым неясны до сих пор. Известный курский археолог Ю.А.Липкинг назвал это время «туманными» и «загадочными» веками. Дело в том, что следы поселений того времени редки и случайны. Объясняется это тем, что люди селились по песчаным берегам рек, жилища строили временные, курганы над умершими не насыпали. Но эпизодически находятся их «клады». Однако, никаких драгоценностей, в нашем понимании, там не бывает. Состоят они чаще всего из железных предметов и интересны только ученым. Последний такой «клад» состоящий из 400 предметов был найден в 1994 году около села Гапоново Кореневского района.

О быте родоначальных славян известно не так много. Но, исследуя захоронения, археологи кое-что восстановили. Например, О.А.Щеглова так описывает одежду славянок: «Женщины носили на голове покрывало, который удерживал венчик из полосы тонкого серебра… к волосам или тонкой полоске кожи крепились височные кольца диаметром 10-12 см., концы которых были украшены гравировкой или с одной стороны закручены спиралью внутрь. Височные кольца располагались с двух сторон на уровне щек… шею украшали ожерельями из многоцветных стеклянных или янтарных бусин или массивным литым обручем – гривной. На груди помещалось богатое ожерелье из металлических пронизок и пластинчатых подвесок различной формы, к нему присоединяли колокольчики и двуспиральные подвески из проволоки. Все эти украшения были выполнены из латуни или низкопробного серебра, но блестели как драгоценные, и выглядели очень нарядно. Необходимой составляющей женского костюма были две застежки – фибулы, которые скрепляли одежду на плечах. Третья фибула, уже другой формы, удерживала у горла плащ или покрывало. Каждая пара фибул делалась на заказ, со своим неповторимым узором. На косу одевали специальные подвески. На пальцах носили перстни, а на запястьях – литые браслеты».

Удивительно, но все это было в то время «модно» и на территории современной Европы. И это полторы тысячи лет назад! Так что, мужчины, не ворчите на своих жен и дочерей за страсть к украшениям и расточительность, это у них в крови.

С конца 7 века все чаще на берегах Сейма появляются кочевники приходившие с востока. Одновременно, на Балканы пришли кочевые племена древних болгар, которые стали вытеснять обосновавшихся там уже несколько веков славян. Племена славян двинулись на восток и дошли до берегов Сейма. За прошедшие века эти родственники коренных славян уже достигли большой ступени развития. Они пахали землю, в домах делали печи, владели ремеслами. Ученые не нашли признаков того, что между ними и уже жившими на этих местах славянами возникали какие-то сложности. Скорее всего, у них сохранились общие обычаи, верования, язык. А жившие в этих же местах финно-угорские племена либо ушли на другие земли, либо слились со славянами. Этих пришельцев, летописец Нестор называл – севера или северяне.

Им наши места понравились. А память об этом племени дошла до нас в фамилиях – Севрюковы, Севериновы, в географических названиях – Новгород-Северский, Северский Донец и других. Считают, что название села Марица, река Рыло, давшая имя Рыльску, принесены этим племенем.

Известный историк Ключевский про заселение северянами нашей местности пишет: «В этом пустынном лесном краю пришельцы занялись ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством, и хлебопашеством. Пространства, удобные для этих промыслов, не шли сплошными обширными полосами. Такие места являлись удаленными один от другого островками среди моря лесов и болот. На этих островках поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали их и расчищали в окрестностях поле для пашни, приспособляли в лесу бортни и ловища».

Границы своих владений они определяли так – «Куда топор и коса, и соха ходили - это мое». Участок для поселения выбирался в труднодоступном месте, например, на крутом берегу реки или между оврагами, но обязательным условием было наличие рядом плодородных почв. Жилища представляли собой землянки с укрепленными стенами и крышей. Рядом сооружали хозяйственные постройки и погреба.

Разнообразия в мужской одежде не было. Из грубой ткани шили рубахи, штаны, накидки и плащи. На ноги плели лапти, служившие единственной обувью очень многим поколениям бедного люда. А о женской одежде я уже упоминал, она выгодно отличалась от мужской.

При раскопках обнаруживали зерна пшеницы, ржи, ячменя, проса, гречихи, конопли, гороха. Разводили и домашний скот, такой же, как принято сейчас.

Границы расселения племени северян археологи смогли установить по их характерным могильникам. Знатных и богатых хоронили торжественно. Одевали в лучшие одежды и украшения, рядом укладывали предметы обихода и сжигали на костре. Пепел и угли собирали в глиняные горшки, в другие клали пищу на первый период путешествия в другом мире и все закапывали, насыпая курган.

Тех, кто победнее, и хоронили попроще. Без украшений, да и курганы насыпали значительно меньшие. Их закапывали в ямы, головою на запад, положив на спину, руки складывали на груди. Находились и остатки деревянных гробов. Известный историк Н.П.Сенаторский писал: «Северяне верили в бессмертие души, о чем свидетельствуют их погребальные обряды, соответствующие верованию о жизни души человеческой за гробом».

Археолог Д.Я.Самоквасов упоминал о крупном языческом могильнике в семи верстах от Льгова. Он считал это одним из признаков существования где-то рядом древнего большого поселения. Однако по прошествии времени, следы могильника затерялись. Но хорошо сохранились и были исследованы могильники у Рыльска. Результаты раскопок курганов свидетельствуют о высоком развитии ремесел, уже значительному умственному развитию, появлению искусства. Обнаруживались остатки холстов и шерстяных тканей, серьги, кольца, ожерелья, кубки из рога, кольчуги, щиты, мечи, копья, кинжалы, стрелы, стремена, удила, замки, ключи, серпы, топоры и уже высокого качества глиняная посуда.

Северяне были язычниками. Вначале они почитали животных. На смену этому пришел культ предков, который сменился поклонением силам природы. Они представляли, что все вокруг наделено разумом и волей, но значительно более сильными, чем у человека, и поэтому эти силы могли человеку или помогать, или вредить. Появились волхвы, колдуны и кудесники.

Главным богом был Перун. Из дуба вырубали образ человека, серебрили ему голову, золотили усы и устанавливали на самых видных местах. Его именем клялись, у него просили защиты и помощи. За Перуном по значимости следовали Дажь-бог - Солнца, Стри-бог - ветра, Велес - покровитель скотоводства и другие. А вокруг все было заполнено мелкими божествами: духами, лешими, русалками.

В это время на Дону кочевники создали мощное государство - Хазарский каганат. Хазары наложили дань на северян, которая должна была выплачиваться с каждого дома. Но хазары оказали и положительное влияние. Оживилась торговля, произошло взаимное культурное обогащение. Среди хазар не было единой религии. У них мирно уживались мусульмане, христиане, иудеи, язычники. После 858 года Хазарию с целью обращения в христианство посетили будущие святые Кирилл и Мефодий.

Н.П.Сенаторский об этом пишет: «…проповедь Св. Кирилла и Св. Мефодия, конечно же, не осталась бесследною для славян, живших в южной части России».

Известный курский краевед Ю.А.Бугров предполагает, что прошли они и через славянские поселения на Сейме и Тускари. Сообщают святые и о том, что обнаружили у северян церковные книги, написанные на славянском языке. Значит, христианство здесь уже было известно. А летописи упоминают о случаях крещения еще до князя Владимира.

Но не только тяжелым трудом были заняты наши предки, изредка устраивались и праздники. Начинались они жертвоприношением, которое сменялось всеобщим пиром и гуляниями с играми и забавами. Но для мужчин и женщин они были отдельными. В то время как девушки гадали, да водили хороводы, парни состязались в силе и ловкости. Было множество песен и обрядов, традиций, некоторые в измененном виде дошли и до нас. Бывший праздник Коляды совпал с Рождеством Христовым, праздник Велеса с Новым годом, Русалий – с Троицей, Купалы – С Иоанном Крестителем, Красная Горка – с Радуницей, днем поминовения усопших. Еще в далекие века в этот день приходили на могилы предков и устраивали тризны. Поэтому принятие христианства не явилось чем-то внезапным. Христианские понятия и представления слились с язычеством, постепенно вытесняя последнее.

Все больше развивались ремесла и торговля. Улучшались условия жизни, а вместе с ними и неравенство. Вожди и их приближенные забирали себе лучшие земли, присваивали результаты чужого труда. Поселения, где жили вожди и ремесленники стали выделяться по размерам, запасам продовольствия. Они превращались в города, которые требовали защиты. Вокруг городов строили частокол из бревен заостренных сверху. Таким должен был быть и древний Ольгов.

Все путешественники того времени отмечали мужество, стойкость, выносливость славян, их военное мастерство. Постоянного войска еще не было. И если появлялась необходимость, то в боях принимало участие все мужское население, способное носить оружие. Дети, старики, женщины на этот период укрывались в лесах или укрепленных поселениях.

Археологи, проводившие раскопки в слоях земли, относящихся к этому времени, находили уже плуги, значит, лошадь использовалась не только для верховой езды, но и в хозяйстве. Некоторые населенные пункты стали специализироваться - одни занимались только земледелием, другие ремеслами, например, обработкой железа. В нашем районе есть местечко, почему-то именуемое «Печки». И действительно, там находили остатки примитивных домен и отходы плавильного производства.

Льговскому историку О.Н.Андрееву попадались уникальные вещи, относящиеся к этому периоду. На песчаной дюне у деревни Воронино он обнаружил бронзовое украшение в виде коромыслица с отверстиями и трех лепестковыми розетками на каждом конце. Его носила красавица славянка. На одном из склонов Люшинского городища он подобрал небольшого размера сосуд, изготовленный из глины темного цвета, у него плоское дно и на стенках орнамент. На берегу Сейма, напротив Люшинского городища, он нашел рукоять скифского меча и торчащий в песке гарпун для ловли крупной рыбы. Можно представить, как огорчился человек, потерявший его. А сколько еще не найденного или найденного и выброшенного, ведь только специалист может определить ценность предмета.

Общественный строй у древних славян основывался на кровном родстве. Во главу родовой общины выбирали старейшину, который был и военачальником, и судьей, и хозяйственным администратором. А т.к. жившие в расположенных неподалеку селениях были в какой-то мере родственниками, все это объединялось в племена. Руководил племенем совет старейшин, который выбирал из своей среды главного – князя.

По летописным данным, в 882 году новгородский князь Олег, собрав большое войско, захватил Киев. Он закрепляется здесь и начинает покорять соседние славянские племена, в том числе и северян, отвоевав их у хазар и наложив свою дань. К 912 году, когда умер Олег, Киевское государство охватило уже значительную территорию.

Киевские князья, подчинившие себе и объединившие славянские земли, заставили считаться с Русью окружающих соседей. Русь возвеличивалась. Все это время берега Сейма не перестают посещать орды кочевников. Только наладились более-менее терпимые отношения с хазарами, как им на смену пришли печенеги. Затем их сменили половцы, которые частыми и опустошительными набегами вынуждали часть оседлого населения уходить на север, других - строить укрепленные города.


Литература:

  • Авдусин Д.А. Курганы, городища, клады… - М.,1970.
  • Александров-Липкинг Ю. Далекое прошлое соловьиного края. - Воронеж. 1971.
  • Афанасьев П.П. Страницы Российской истории. - М., 1995.
  • Бойков М. Краткое обозрение Курской губернии в географическом и историческом отношениях. – Белгород.1879.
  • Бугров Ю.А.История Курской епархии. - Курск 2003.
  • Булгаков Г.И. Схематический обзор Курского края в культурно-историческом отношении. Курский край. - Курск. 1925.
  • Вернадский Г.В. Киевская Русь. - М., 2001.
  • Греков Б.Д. Феодальные отношения в Киевском государстве. - М., 1937.
  • Дегтярев А., И.Дубов. Начало отечества. - Л.,1983.
  • Из истории Курского края. Сборник. - Воронеж. 1965.
  • Ключевский В.О. Краткий курс по русской истории. Сказания иностранцев о Московском государстве. - М.,2000.
  • Липкинг Ю.А. О чем рассказывают курганы. - Воронеж. 1966.
  • Прошлое Курской области. - Курск. 1940.
  • Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Ставрополь. 1993.
  • Рыбаков В.А. Первые века русской истории. - М.,1964.
  • Самоквасов Д.Я. Северянская земля и северяне по городищам и могилам. - М., 1908.
  • Щеглова О.Ю. Ранние славяне в Курском крае. Курский край в позднеримское время и эпоху «великого переселения народов». Курский край. №18. - Курск. 2003.
  • Ленинский путь.//Льгов. 13.05.1979.
Категория библиотеки: