Сейм судоходный. Виктория Хоменко.

Идут годы, текут реки… И река нашей жизни уносит все дальше и дальше события не такого уж далёкого прошлого, которые кажутся нам сейчас почти невероятными. Сейчас трудно представить, что когда-то наш Сейм был судоходный. А ведь и полвека ещё не прошло после последней навигации и живы очевидцы, сохранившие тёплые воспоминания о речном флоте курской реки. Ушло то время, но эмоции этот факт вызывает до сих пор.

Энциклопедия дает определение Сейму как типичной лесостепной реке – очень извилистая, с многочисленными излучинами и петлями, крутыми поворотами. Русло её то сужается, то расширяется, берега то пологие, то обрывистые, поросшие ивняком и камышом, с песчаными отмелями и плесами, а течение медленное и спокойное… Вроде ничего особенного – ни Волга, ни Енисей – но нам эта река дорога и горячо любима.

Первое и достаточно полное описание Сейма дается в 1627 году в старейшем географическом труде России «Книга Большому Чертежу». Река обозначена в нём как очень полноводная, широкая, глубокая и судоходная. Косвенным подтверждением факту, что река была основным путём передвижения в давнем прошлом, служат находки археологов, сделанные на территории нынешних Кореневского, Глушковского и Суджанского районов. С 2016 года в Кореневском районе работает Лесостепная экспедиция Государственного исторического музея. Начальник экспедиции, младший научный сотрудник отдела Археологических памятников ГИМ Наталья Биркина рассказывает: «В этот регион поступали предметы быта из Южного Причерноморья, возможно из Малой Азии. Шла активная торговля и не исключено, что шла она именно по крупным рекам. Сейм был включен в этот водный путь. Нами были подняты фрагменты стеклянной посуды и амфорной тары, римские монеты, бусы и центрально-европейские фибулы (фибула – металлическая застежка для одежды, одновременно являющаяся и украшением)».

А вот документальные свидетельства судоходности нашей реки можно найти уже в более позднее время. В 1780 году под руководством курского губернатора Афанасия Николаевича Зубова бы ла организована судоходная компания. По паводковой воде караваны барок выходили в Сейм, далее – по Десне в Днепр и в Чёрное море. Компания около десяти лет продержалась на энтузиазме Зубова. Экономически содержать компанию было невыгодно, слишком большими были траты для использования водного пути только по паводковой воде. После ухода губернатора Зубова судоходная компания стала терпеть убытки и разорилась. В источнике той поры, «Военно-статистическом обозрении Российской империи за 1851 год», отмечалось: «Большим препятствием для судоходства по Сейму является то обстоятельство, что река довольно извилиста, изменяет ежегодно своё направление течений, фарватер, и имеет во многих местах (преимущественно близ устья) пересыпи и мели, очень затрудняющие движение нагруженных судов».

Для обеспечения судоходства на реке с 1837 по 1839 год было построено 16 камерных шлюзов оригинальной конструкции с обводными каналами для прохода через мельницы (13 – в Курской губернии и 3 – в Черниговской), около 60 пристаней и порт в г. Курске. Все шлюзы были однокамерные, длиной 16 саженей, шириной 10 аршин (примерно 34 на 7 метров). В те времена суда, плывущие по реке, при длине 40 аршин (28 м) не могли иметь ширины более 9 аршин (6,3 м), иначе они не прошли бы через шлюзы. До нынешнего времени сохранились остатки плотин возле села Сорокино (Курчатовский район), Большие Угоны (Льговский район), на территории Кореневского района – остатки обводного канала в с. Краснооктябрьском (Гапоново), в Глушковском районе – остатки плотин и обводного

Категория библиотеки: