Последний день "Льгова"

К статье "Последний день Льгова"

Как я узнал об этом городе? Очень просто: будучи в Мурманске женился на льговчанке, приехал на смотрины, а когда через год у нас родился ребенок, то посещение Льгова стало для меня почти ежегодным. Это было давно, более сорока лет назад, город был немного другим; вместо Примаковского поселения и завода был пустырь.

Конечно, на меня произвела впечатление башня Шамиля в бывшей усадьбе наместника царя на Кавказе генерал-фельдмаршала князя Александра Ивановича Барятинского, который пленил лидера горцев Шамиля и в 1864 году закончил 47-летнюю Кавказскую войну. Для него и построили эту башню, которая стала не только памятником архитектуры, но и символом Льгова. Во время моего появления в нем в усадьбе располагался санаторий.

Посещая могилы родственников жены на местном кладбище, я обратил внимание на еврейский участок, где на могильных плитах читал знаменитые фамилии: Йоффе, Ландау, Лифшиц и другие.

Поскольку моя работа была связана с морем, то при знакомстве с городом, меня кольнуло чувством ревности название ресторана «Чайка». Зашел и поинтересовался: «Почему заведение носит имя морской птицы?». Мне пояснили: «Раньше вы могли бы не только видеть этих пернатых, но и слышать их крики». «Понятно. А теперь льговские чайки кричат «Карр… Карр…». Я был неправ со своим сарказмом. Потом, уже став жителем Льгова и выезжая рыбачить на озера и ставы, я наблюдал немало речных чаек.

Этот город подходил для нашей молодой семьи. Он утопал в благоухающей пышной зелени, спокойный, с богатым рынком, заполненным продуктами из соседних деревень, с очень низкими ценами на них. Через льговский железнодорожный узел проходили пассажирские и грузовые линии из Калининграда, Белоруссии, прибалтийских республик и севера России. Для нас, северян, тогда было удобно добираться из Мурманска до Льгова в «одно касание», т. е. там сели – здесь вышли, и наоборот. Теперь этого нет.

В 1985 г. наше судно находилось на переоборудовании в финском порту Турку. В погожий воскресный день августа, когда территория верфи превращалась в безжизненное пространство, мы с приятелем отправились в недалеко расположенный лес за грибами. Шли к проходной, и в конце причальной линии я увидел транспорт с названием «Льгов». Спутник заметил мою «остолбенелость». Для него было все равно, какое название на борту, пришлось объяснить причину моего «столбняка». Мелькнула мысль вернуться на борт за фотоаппаратом, но наше судно находилось далеко. Решил, что приду завтра. Я стоял и смотрел на «Льгов» в надежде увидеть кого-нибудь, но безрезультатно.

Тот поход за грибами мне запомнился надолго – мы быстро набрали по большому пластиковому пакету белых грибов – так много их было. Возвращались через проходную верфи, на вопрос охранника: «Что несете?» гордо показали набитые грибами пакеты. Он равнодушно махнул рукой – «У нас их никто не берет». «Но почему?» Ответ был для нас шокирующим: «Белый гриб аккумулирует в себя радиацию интенсивнее других, вот «лисичек» вы у нас не найдете, потому что это единственный гриб, который совсем не впитывает ее». Немного пришибленные новыми познаниями, мы возвращались мимо «Льгова» на свой борт. Что было делать с грибами, не выбрасывать же? Их нанизали на крепкие нити и развесили над камбузной плитой на просушку, а потом поместили в стандартную наволочку.

На следующее утро с фотоаппаратом пошел к «Льгову», но его у того причала не было. Стал расспрашивать, куда перевели судно, но мне сказали, что такого на верфи нет. Наш строитель (должность на судоремонте) пояснил, что «Льгов» заходил на сутки, его отдоковали, демонтировали латунный винт, спустили на воду и отбуксировали на резку (металлолом). Получилось, что корабль появился на моих глазах, чтобы я передал его прощальный привет городу, имя которого он носил.

…Шли годы. Настало время, когда мы с женой вышли на пенсию и уехали из Мурманска во Льгов. Я стал жителем этого города, продолжив трудовую деятельность. Когда делился воспоминаниями о транспорте «Льгов» с жителями, то не видел интереса к теме разговора. Мои рассказы воспринимались с недоверием или равнодушием. Признаюсь, меня это огорчало.

Появился во Льгове еще один северянин из Архангельска – Валерий Васильевич Редченко – высокообразованный моряк, которому я поведал о своих огорчениях относительно «Льгова», сообщил ему, что больше никому не рассказываю эту историю, потому что многие ее считают морской байкой. Он рассмеялся и сказал: «Рассказывайте об этом кому захотите, а того, кто не верит в транспорт «Льгов», посылайте ко мне, я работал на нем штурманом». По приглашению В. В. Редченко посетил его жилище и был приятно удивлен искусно выполненными моделями парусников, знаменитых кораблей российского флота и... транспорта «Льгов». Судомоделирование – хобби этого моряка, уроженца нашего города. Валерий Васильевич объяснил мне, что на средства, вырученные от сдачи собранного пионерами и жителями металлолома, был построен морской транспорт, который по предложению известного краеведа С. В. Лагутича получил название «Льгов». По ходатайству того же Семена Викторовича В. В. Редченко, выпускника Ленинградского высшего морского училища имени адмирала Макарова (с отличием), направили на этот транспорт штурманом.
Рассказы о нашем городе не закончатся никогда. Эту тему в своих книгах продолжил Михаил Семенович Лагутич. Она необходима для воспитания представителей подрастающего поколения в духе патриотизма.

Автор: К. ТРУНИН

Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (2 голоса)
Наталья-Льгов
Аватар пользователя Наталья-Льгов
Пользователь offline. последний визит 50 недель 6 дней назад. Нет на сайте
Регистрация: 17.11.2008
Сообщений: 4133
Баллы: 5061

Замечательная статья.

ASSM
Аватар пользователя ASSM
Пользователь offline. последний визит 1 год 38 недель назад. Нет на сайте
Регистрация: 20.07.2008
Сообщений: 5061
Баллы: 9972

-А.. Ну вот теперь ясно.